изменения законодательства

Изменения в законодательстве в сфере недвижимости в 2015 году (часть 1)

В 2015 году были внесены важные изменения и дополнения в законодательство нашей страны. Часть этих законодательных актов имеет прямое отношение к сфере сделок с недвижимостью и их сопровождению. Попробуем кратко осветить эти изменения.

1. Существенно изменилось законодательство о нотариате  (Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В первую очередь изменения коснулись нотариального тарифа, он изменился в сторону уменьшения, а конкретнее:

  • Снижены нотариальные тарифы за удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества и прочих договоров. Теперь, если объект договора стоит дешевле 1 млн. рублей, нотариус за работу получит 3 тысячи рублей плюс 0,4% от суммы сделки, вместо ранее действовавшего 1%.
  • Если стоимость объекта договора от 1 млн до 10 млн рублей, то работа нотариуса будет стоить 7 тысяч рублей плюс  0,2 %  от суммы сделки вместо ранее установленного 10 тысяч рублей плюс 0,75 %  суммы договора.
  • При стоимости объекта договора свыше 10 млн. рублей вы будете должны заплатить нотариусу 25 тысяч рублей плюс 0,1 % от суммы сделки. В случае же продажи жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами верхний предел тарифа установлен на отметке в  100 тыс. рублей (вместо ранее установленных 77, 5 тыс. рублей плюс 0,5 %  от суммы договора).

Данные тарифы имеют отношение к сделкам с имуществом между людьми, не состоящими в близком родстве. При совершении сделок между близкими родственниками установлены иные тарифы.

2. Внесены коррективы в налоговое законодательство. А именно: с 1 января 2016 года изменяется порядок определения налоговой базы и предоставления налоговых вычетов.

Принятые положения направлены главным образом на то, чтобы пресечь практику заключения договоров, в которых формально указывается заниженная стоимость продаваемого объекта. Делается это, как известно, с целью избежать выплаты налога на доход. Законодатели попытались заблокировать такую возможность и предложили следующую схему: теперь если недвижимость продана  ниже ее кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, налоговой базой все равно будет считаться  кадастровая стоимость, откорректированная на этот коэффициент. Иными словами, если ранее вы могли занизить стоимость продаваемого объекта до 1 млн рублей и не платить налог, то теперь вам придется указать в договоре сумму в размере не менее 70% от кадастровой стоимости отчуждаемого имущества.

Подобны этим целям и изменения, коснувшиеся срока владения недвижимым имуществом, который имеет значение для освобождения владельца объекта от налогообложения. Теперь, чтобы доходы от продажи конкретной недвижимости не облагались налогом,  она должна находиться в собственности не менее 5 лет. Ранее этот срок составлял 3 года. Минимальный срок владения может остаться и прежним, но только если выполняется одно из следующих условий:

  • право собственности получено по наследству или договору дарения от члена семьи или близкого родственника;
  • право собственности получено в результате приватизации;
  • право собственности получено плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

3. Введено несколько новых положений в Закон о кадастре (Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в  ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В частности, введен механизм проведения комплексных кадастровых работ. Под ними понимаются работы, которые проводятся в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. Заказчиками комплексных кадастровых работ являются уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в городах федерального значения – органы исполнительной власти этих городов (Москва, Петербург, Севастополь).Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели или юридические лица) на основе заключенного с ними государственного или муниципального контракта на проведение таких работ.

Принятие этой меры давно назрело, поскольку почти половина объектов, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, не имеют точного описания границ или сведения о них содержат ошибки, значит, есть  необходимость в корректировке таких неточностей. На это и направлено предложенное нововведение. Целью проведения комплексных кадастровых работ является уточнение границ; установление или уточнение местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; образование участков, на которых расположены здания (кроме линейных объектов); образование участков общего пользования; исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости. Итогом проведения таких  работ является формирование карты-плана. Все споры правообладателей участков  и согласования относительно местоположения границ регулируются согласительной комиссией, которая может  принять, либо не принять возражения правообладателей.  В случае, если стороны не пришли к соглашению, то сведения вносятся в ГКН  с пометкой о земельном споре и в дальнейшем правообладатели обращаются в суд для разрешения сложившейся ситуации. Если в течение 15 лет  органами кадастрового учета не будут получены сведения о том, как разрешился спор (а именно копия судебного решения), то пометка о наличии спора снимается.

Кроме того, предусматривается возможность вносить полную оплату по договору подряда на выполнение кадастровых работ (услуг) только по завершении кадастрового учета соответствующих объектов.

Поправки вступают в силу с 01.01.2015, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

( ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)

С 01.01.2015 почти вдвое сокращен срок постановки на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, государственной регистрации прав на объект недвижимости – с 10 до 18 дней.

Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов будет проводиться теперь тоже в более короткие сроки – не позднее, чем в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем приема заявления и необходимых документов, а не в течение 5-ти дней, как это было раньше.

Сокращены и сроки регистрации прав в случае, если заявителем представлены нотариально удостоверенные документы в электронной форме. Теперь государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме: электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав проводится не позднее чем в течение 1-го рабочего дня, следующего за днем приема необходимых документов и указанного заявления.