архитектура спб

Архитектура Петербурга: регламент или вдохновение?

Архитектура Петербурга не может не вызывать восхищения. Заложенный в 1703 году, спроектированный по четкому градостроительному плану, он до сих пор является одним из красивейших городов Европы. Особенности архитектуры Петербурга проявляются в продуманной регулярности застройки, соразмерности городских ансамблей, гармонии разных стилевых решений, сочетании столичного и регионального менталитета, вовлечении загородных строений в единую архитектурную агломерацию.
При этом современная жизнь вносит свои коррективы в архитектурный ансамбль вечно молодого города. О них рассуждают Николай Лавров, генеральный директор компании «Недвижимость в Петербурге», автор Жилищной программы «Переезжаем в Петербург» и архитектор Евгений Парфенов (глава «АМ Парфенова и Анкудинова», Санкт-Петербург)

— Что входит в понятие архитектурного дизайн- кода для современных зданий Петербурга?
Е. Парфенов: В первую очередь — соответствие окружающей застройке (для центра) или окружающему пейзажу (для иных исторических мест), иначе говоря, контекстуальность застройки. Анти-примером служит дом на Куйбышева 15А, который выбивается из стиля неоклассицизма и модерна.
Н. Лавров: Интересно вписан в город дома по адресу проспект Чернышевского, дом 4, литер А, что почти на углу проспекта и Шпалерной. Архитектор — Михаил Мамошин. И прекрасно смотрится в ландшафте Каменного острова территория на 2-й Березовой аллее 13-15, реконструированная в 2003 году Евгением Герасимовым. А также ЖК Венеция на Крестовском острове, построенный, как и предыдущий, корпорацией «Возрождение СПб». Но такие примеры — единичны. Мне кажется, имеет смысл обратить внимание на опыт эстонских архитекторов, на то, как включены новые здания в старую застройку Таллинна.
Е.Парфенов: Не нужно требовать от современной петербургской архитектуры строгой принадлежности к какому-либо стилю. Архитектура имеет право быть разной, но должна быть гармонична, соразмерна человеку и сложившемуся окружения. Обязательно нужно регламентировать высотность.

— Следует ли петербургской архитектуре двинуться в сторону регламентирования лишь определенных параметров (высотность, материалы, соотношения стекла и стеновых поверхностей и т. п.) или в сторону работы в стилях, что предполагает поиски некоего идеального решения на основе образцов?
Н. Лавров: На мой взгляд, который я бы назвал «взгляд обывателя со вкусом», тяжело, когда все здания вокруг строятся в одном жестком стиле. Посмотрите, например, на Парадный Квартал (застройщик: ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», входит в Группу ЛСР по ул. Парадная/Виленский пер./ул. Радищева/ул. Кирочная). Мне хотелось бы видеть в городе некое разнообразие. Например, когда задумывались «Семь столиц» — «собирательный образ лучших столиц мира» — планировалось каждый квартал раскрасить в соответствии с названием. К сожалению, кризис 2008 года позволил реализовать лишь две «столицы» — Лондон и Вену. Придать индивидуальность тому таким же «декоративным» образом, мне кажется, удалось Новому Оккервилю (застройщик «ОтделСтрой», Кудрово, пересечение улицы Дыбенко и проспекта Солидарности) и «Граффити» (между Парашютной и Королева).

— Допустимо ли, на ваш взгляд, насаждение какого-либо общеобязательного стиля?
Е. Парфенов: На мой взгляд, насаждение чего бы то ни было — неэффективно. В отличие от осознания и принятия.

— Что такое, на ваш взгляд, петербургский стиль?
Е. Парфенов: На мой взгляд, это создание проектов, поражающих воображение и опережающих время. Например, Дом Зингера архитектора Сюзора на Невском проспекте. Мне кажется, что вторая сцена Мариинского театра, придуманная в виде «стеклянного яйца», может лет через 50 быть признана архитектурным шедевром.
В то время как реализованный архитектурный проект, который просто существенно отличается от окружающей застройки таковым вряд ли станет. Петербургский стиль исторически отличает ансамблевость. Здание должно быть спроектировано либо в составе комплекса сооружений, объединенных единым стилем или общей идеей, либо очень корректно вписано в контекст существующей застройки.

Какие правила строительства необходимы, на ваш взгляд, для периферийных районов города? Нужны ли регламенты для застройки кварталов в Ленобласти — например, в Кудрово?
Е. Парфенов: Да. Особенно в части расцветки. Напомню, что в 2013-м году Георгий Полтавченко озвучил идею разработать единый «петербургский стиль» для спальных районов города и сейчас Комитет по градостроительству и архитектуре разрабатывает дизайн-код для новых кварталов Петербурга. А также, я бы включил в правила Логичный генплан, Гуманную высотность. Очень важна развитая инфраструктура и рекреационные зоны

— Какие работы современных архитекторов вам нравятся?
Н. Лавров: Комплекс, возводимый на Новочеркасском проспекте (между Новочеркасским, Малоохтинским и Республиканской) с 2006 по 2016 годы.
Е. Парфенов: Нравятся работы С.Чобана. и Жилой комплекс класса de Luxe «Каменноостровский пр., 62» (девелопер – «Возрождение Санкт-Петербурга»). Они хорошо вписаны в городскую канву, обладают запоминающимся обликом и имеют характерные и остроумные детали.

— Петербургский стиль в архитектуре и как он влияет на стоимость квартир? Обращают ли покупатели внимание на внешний вид здания?
Н. Лавров: При прочих равных стиль в архитектуре и оформление фасадов дома влияет на решение Покупателя процентов на 10% и является для принятия решения, скорее, поводом, чем причиной.
Е. Парфенов: Чаще обращают внимание на то, как архитектура влияет на внутреннюю планировку. По отзывам работающих с нами в рамках Жилищной Программы «Переезжаем в Петербург» архитекторов и дизайнеров, иногда сложно обустроить архитектурные пространства. Например, в «Доме у Моря» (Крестовский остров, корпорация «Возрождение СПб», архитекторы Герасимов и Чобан) пространства несут на себе отражение прекрасных выгнутых наружных фасадов. Их обустройство в квартирах достаточно затратно, как по времени, так и по деньгам. Кстати, элитные покупатели и работающие с ними архитекторы и дизайнеры, сталкивались с подобными проблемами еще в 90-х — при ремонтах расселенных коммуналок в домах 1900-1914 годов постройки, а затем — в современных элитных новостройках, например, в комплексе «Омега-хаус» на Песочной набережной в доме, 40 (2006 год, застройщик ЗАО «Омега»).
Н. Лавров: Более чем за 15 лет работы я видел одного покупателя, который в самом начале работы сказал, что хочет жить в доме «построенном во времена Империи и носящим на себе ее отпечаток». Причем, добавил он, мне все равно какая это будет Империя — Царская или Сталинская. К слову, он купил квартиру в доме 32-34 по улице Кирочная.
Еще можно привести примеры в «спальных» Приморском и Невском районах. Если в элитных домах внимание и застройщики, и покупатели уделяют хоть какое-то внимание архитектуре, то в домах комфорт- и эконом-класса смотрят на оформление фасадов. Например, в Приморском районе рядом стоят три ЖК – «Юбилейный квартал» (ЛенСпецСМУ), «Графитти» (Ойкумена) и дома СМУ-155. По месту, планировкам и качеству они примерно одинаковы. И при этом, каждый позиционирует себя по-своему. «Юбилейный» — комфорт для среднего класса с претензией. «Граффити» — для молодых и стильных. СМУ-155 — для тех, кому негде жить или жилье и ничего более. И это легко прочесть по оформлению фасадов: стекло и мраморно-коричневый цвет в «Юбилейном», яркие разводы граффити в «Граффити», бело-желтая штукатурка и ничего лишнего в домах разорившегося СМУ-155.