купчино

Фрунзенский район или «Купчино»

Фрунзенский район, который принято называть «Купчино», с исторической точки зрения Купчино не является. По сути, на право называться Купчино могла претендовать только небольшая территория, где ранее находилась одноимённая деревня – у современной ж/д платформы «Проспект Славы». Достоверных свидетельств о происхождении названия не существует. Однако, вопреки самой популярной версии, к «купцам» («купчим») слово никакого отношения не имеет. Скорее всего, это видоизменённое название финского поселения Kupsilla.

Фрунзенский район Ленинграда был основан 9 апреля 1936 года. Территория его находилась севернее Обводного канала. А на месте современного Фрунзенского района располагались кирпичный завод со своим посёлком и совхозы, жилищный фонд которых составляли только двухэтажные деревянные бараки. В годы Великой Отечественной войны население было эвакуировано, а деревянные постройки разобраны на военные укрепления и дрова.

Из трёх рубежей обороны на территории современного Купчино располагалось два. До сих пор там сохранились некоторые ДОТы (долговременные оборонительные точки). После войны Купчино восстанавливалось (уже в статусе посёлка), хотя довоенных размеров не достигло. Из совхозов свою деятельность продолжил лишь «Ударник», от которого в наследие остались несколько зданий на улице Турку и яблоневый сад, своеобразная «визитная карточка» района. В 2008 году сад был облагорожен и стал одним из любимейших мест для отдыха местных жителей.

Вообще, генплан развития Ленинграда, утверждённый в 1948 году, предполагал на территории Фрунзенского района великое множество разнообразных парков.  Но, к сожалению, ему не суждено было воплотиться в реальность, и в 60-х годах район начал активно застраиваться, сначала «хрущёвками», а с 1964 года – крупнопанельными домами преимущественно 121-й и 137-й серий.

Первый автобусный маршрут (№ 15 – от Троицкого поля до кирпичного завода на Южном шоссе) был запущен в середине 1950-х годов, в ноябре 1967 года было открыто трамвайное движение по Бухарестской улице, а в начале 70-х по проспекту Славы прошёл первый троллейбус.

Массовое строительство, начавшееся в 1964 году, совершенно изменило район, развернувшись по направлению к югу, к старым районам города и на север. В 1970-м году на Бухарестской улице открылся первый в стране универсам – «Фрунзенский», а на пересечении проспекта Славы и Бухарестской – кинотеатр «Слава» (ныне ресторан «Ялта»). В 1974 году был введен в эксплуатацию Сортировочный мост, связавший Купчино с Невским районом, а основной магистралью стал проспект Славы.

Строительство в Купчино продолжалось и в 80-х – 90-х годах. Тогда основным типом строящихся домов стали кирпичные 9-ти и 14-ти этажки. На Бухарестской улице был построен таун-хауз (в стиле «неоготика») из сблокированных кирпичных домов, напротив которого, в парке Интернационалистов, в 1998 году был возведен монумент Памяти Павших в Афганистане, а рядом с ним – храм св. Георгия Победоносца в память всех павших за Отечество.

Кварталы Купчино строились вместе с инфраструктурой из расчёта среднего количества жителей. Поэтому, несмотря на прирост населения при позднейшей застройке района, вопрос, например, получения места в детском саду, не является неразрешимым.

Во Фрунзенском районе в данное время работают 85 дошкольных учреждений, 50 общеобразовательных, несколько детских досуговых центров, 13 средних специальных учебных заведений и 8 ВУЗов, в их числе один из самых популярных негосударственных университетов в стране – Университет Профсоюзов.

На территории Фрунзенского района находится 19 медицинских учреждений, среди них – НИИ Скорой Помощи им. И.И. Джанелидзе на Будапештской улице и Консультативно-Диагностический центр для детей на улице Олеко Дундича. Это – уникальное учреждение, в котором ведут прием специалисты более чем 25 педиатрических специальностей.

Экология района вполне благополучна. Большинство домов расположено вдалеке от промышленных предприятий. К тому же, треть общей площади района занимают зелёные насаждения. А по числу магазинов пешеходной доступности он вообще занимает лидирующее положение в Санкт-Петербурге. Здесь насчитывается более пятиста магазинов (например, сетевые: «Пятёрочка», «Полушка» и гипермаркеты «О’Кей», «Карусель», «Лента», «Домовой»), 2 продовольственных рынка, более двухсот заведений общепита и множество торговых комплексов, в том числе крупные, такие, как «Балкания Нова», «Южный Полюс», «Международный», «Рио», «Континент на Бухарестской».

В принципе, при желании из Фрунзенского района можно не выезжать: он даёт работу, образование, предоставляет все необходимые медицинские услуги и выбор мест для отдыха и прогулок на свежем воздухе. Здесь есть где покататься на велосипеде, куда пойти с детьми любого возраста и где погулять с домашними питомцами. К слову, одна из лучших ветеринарных клиник Санкт-Петербурга «Рувет» расположена тоже в этом районе на улице Олеко Дундича.

Фрунзенский район граничит с Адмиралтейским, Невским, Центральным, Московским, Пушкинским и Колпинским районами и делится на 6 муниципальных округов. Площадь его составляет почти 37, 5 кв. км, а население, по результатам переписи 2010 года, превысило 400 тысяч человек и наверняка уже увеличилось, так как за последние три года было построено и введено в эксплуатацию несколько новых домов. Перспективы роста численности населения во Фрунзенском районе велики. Например, только жилой комплекс «София», строящийся на границе Парка Интернационалистов, рассчитан на 10 тысяч человек. При нём планируется построить две школы, несколько детских садов и многоэтажный паркинг. А первые этажи домов займут магазины и различные предприятия сферы услуг.

Упомянув Парк Интернационалистов, нельзя не сказать о строящейся рядом станции метро «Проспект Славы» и о «Дунайской», которая будет располагаться юго-восточнее пересечения Бухарестской улицы с Дунайским проспектом. Ввод в эксплуатацию обеих станций планируется в 2018 году. Они являются продолжением Фрунзенско-Приморской линии, на которой в 2012 году были открыты станции «Бухарестская» и «Международная».

Помимо станций метро Фрунзенско-Приморской линии и старой станции «Купчино» (Московско-Петроградской линии), транспортная инфраструктура Купчино представлена также трамваями (6 маршрутов), троллейбусами (8 маршрутов), автобусами муниципальными (22 маршрута) и коммерческими (около 40 маршрутов). Кстати, район был одним из первых, кто отказался от снятия трамвайных путей, вместо этого модернизировав их и пустив новые современные трамваи. Добраться до исторического центра Санкт-Петербурга можно и по железной дороге: станция «Купчино», бывшая ранее центром цивилизации в поселке, и на сегодня является  одной из самых востребованных железнодорожных платформ, находящихся в черте города. Есть и  другие станции, откуда пригородной электричкой можно доехать до Витебского или Московского вокзала: «Проспект Славы», «Фарфоровская», «Сортировочная» и «Обухово».

В связи с интенсивным строительством, появлением дополнительных объектов социальной и торговой инфраструктуры (а как следствие – рабочих мест) и открытием двух новых станций метро, Купчино из обычного «спальника» превращается в комфортный и перспективный район. И пока весьма адекватный по стоимости квадратного метра.